«Обыкновенное чудо», «12 стульев»: самые известные фильмы Марка Захарова

Режиссер Марк Захаров скончался сегодня после продолжительной болезни. В августе мэтр был госпитализирован после двустороннего воспаления легких — врачи несколько недель боролись за его жизнь, но все оказалось тщетно.
Коллеги и друзья актера уже начали выражать соболезнования родным и близким режиссера, а также рассуждать о его таланте. Так, многие называют его «последним из могикан», имея в виду то, что таких профессионалов в кино и театральной среде уже не осталось, ведь Захаров ставил не только спектакли, но и снимал фильмы, которые вошли в золотой фонд русского кинематографа.
«Обыкновенное чудо»

Премьера двухсерийного советского фильма состоялась 1 января 1979 года. Знакомая каждому школьницу пьеса Евгения Шварца в исполнении Захарова заиграла новыми красками, а актеры, снявшиеся в картине, проснулись знаменитыми: так, это роль принесла всесоюзную славу Александру Абдулову и Евгении Симоновой. Позже Марк Анатольевич признавался, что долго подступался к знаменитому произведению, желая на свой лад рассказать эту трогательную историю, в итоге превратив ее в музыкальный фильм.
Примечательно, что в картине снялись и звезды первой величины. Не отказался от роли Волшебника Олег Янковский, который до этого сотрудничал с Захаровым в «Ленкоме». Кроме того, в фильме появился Андрей Миронов, исполнивший такие советские хиты как «Давайте негромко, давайте в полголоса», «Хорошо, когда женщина есть» и другие.
«12 стульев»

Знаменитое произведение Ильфа и Петрова было одним из любимых у Захарова. Он говорил, что много раз перечитывал книгу и всегда желал сделать по ней фильм. В итоге получилось четыре серии с несравненным Андреем Мироновым в главной роли, которые вышли в 1976 году. Актер надеялся, что эта картина принесет ему еще большую известность. За несколько лет до этого «12 стульев» снял Леонид Гайдай, которого тогда называли королем советских комедий. В начале 70-х режиссер не утвердил на роль советскую звезду, посчитав, что он не подходит. А Захаров не только не испугался сравнений с кинохитом, но и пригласил Андрея Александровича сыграть в картине.
«Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре», — рассказывал Захаров.
Кинокритики отмечают, что Остап Бендер в этой картине получился одним из самых правдоподобных, а роли Ролана Быкова и Георгия Вицина помнит вся страна. Кстати, в картине снялась и супруга Захарова, Нина Лапшинова, с которой он прожил 58 лет.
«Тот самый Мюнхгаузен»

Когда говорят о бароне Мюнхгаузене, то неизменно представляют Олега Янковского, воплотившего его образ на экране. В те годы он уже снялся в «Обыкновенном чуде» и был всесоюзным героем, поэтому худсовет с настороженностью отнесся к идее Марка Анатольевича позвать актера в новую кинокартину, но никого другого в этой роли он не видел.
Историки отмечают, что Янковский и Захаров на съемках очень много обсуждали поведение главного героя и придумывали его образ, ведь сюжет является фантазией на тему приключений барона Мюнхгаузена. Для того, чтобы придать фильму аутентичность, съемочная команда переехала в ГДР в город Вернигерод, который практически не пострадал от войны.
Много лет спустя стало известно, что гонорар Олега Ивановича составил 3800 рублей, при средней зарплате жителей Советского Союза в 120. Близкий друг Янковского Александр Абдулов заработал 1874, а вот звезда «Ленкома» Инна Чурикова получила 2525.
«Формула любви»

Еще одной экранизацией литературного произведения стал фильм «Формула любви», основанный на повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». К работе над картиной режиссер привлек уже знакомых профессионалов: Леонида Броневого, Семена Фараду и других. В фильме также захотел сняться Александр Абудулов, хотя его героя не было в изначальном сценарии, поэтому Захарову и сценаристу Григорию Горину пришлось дописать образ Жакоба ради любимого актера Марка Анатольевича.
А вот главную роль отдал грузинскому актеру Нодару Мгалоблишвили, который во время съемок сломал ногу. Режиссер справедливо рассудил, что искать нового актера уже поздно, поэтому предложил снимать его по пояс.
После фильма в народ ушла знаменитая «Неополитанская песенка», авторства Геннадия Гладкова и Юлия Кима. Причем, советские цензоры, не понимавшие языка, запросили у создателей перевод, чтобы удостовериться в идеологически-правильном тексте. С тех пор фраза «уно-уно уно-моменте» стала крылатой.
Фото: Legion-Media, стоп-кадры из фильмов «Обыкновенное чудо», «12 стульев», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», видео из фильма «Формула любви»
