Праздник Троицы – народные традиции, обычаи и приметы дня

День Святой Троицы, Троицын день в 2019 году - народные традиции и обычаи, приметы и своеобразие праздника.

Троица – переходящий праздник, всегда празднуется на 50-й день, по окончании семи недель после Пасхи. Праздник Пресвятой Троицы относится к двунадесятым, в 2019 году приходится на 16 июня. Этот праздник называется также Пятидесятница или День Сошествия Святого Духа на апостолов, перед ним всегда отмечают Родительскую субботу.

Праздник Троицы – народные традиции, обычаи и приметы дня

Старинная традиция украшения храмов на Троицу березами и травами имеет несколько объяснений.



Во-первых, ранее в этот день в Иудее отмечался праздник иудейской Пятидесятницы, когда вспоминали дарование Моисею Десяти Заповедей на горе Синай. По преданию, это был весенний день и вся гора была покрыта цветами и зеленью. Есть предположение, что с этим и связан старинный обычай украшения храмов и домов зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской вместе с Моисеем.



Во-вторых, березы, одни из самых распространенных деревьев на Руси, они напоминают о зеленой дубраве Мамвре, где рос тот самый дуб, под которым праотцу Аврааму явился Господь - Святая Троица, в виде трех ангелов. Именно это событие изображается на иконах Ветхозаветной Троицы.



В-третьих, на Руси употребление зеленых ветвей и трав на Троицу переплетается с древними народными праздниками перехода весны в лето – Семиком, Веношником, Русальской неделей и другими.

Кроме этого, часть исследователей традиций христианства на Руси считают, что раскладывание травы на полу и, следовательно, «попирание» ее ногами является символом победы над язычеством, в котором поклоняются сотворенной Господом природе, а не самому Творцу.

Славяне обычно праздновали Троицу три дня, начиная с четверга, часто называя эти дни «Зелеными святками». В эти дни водились хороводы, устраивались смотрины невест, для которых готовили особые наряды, плели венки из срезанных ветвей и цветов, а также переплетали верхушки молодых кленов и берез - провожали весну и встречали лето. Просватанные на Троицу пары чаще всего венчались на Покров, это считалось добрым обычаем и хорошей приметой для молодоженов.

Считалось, что именно к празднику Троицы травы и листья набирают свою природную силу и поэтому именно в это время проводили сбор многих лекарственных растений, а также занимались заготовкой веников для бань.

На Руси вплоть до ХХ века в простом народе существовал обычай плача над зеленой веточкой или пучком травы перед принесением их в храм. В народе предполагали, что это поможет с дождями и убережет посевы от засухи. Церковь к этому обычаю относилась нейтрально.

Дождь на Троицу всегда считался особым Божьим благословением.

Трепетное отношение к троицким травам, тем более побывавшим в храмах – окажденным ладаном и окропленным святой водой, осталось и в настоящее время. Верующие нередко собирают траву и цветы, которыми были украшены храмовые иконы, а потом их высушивают и позже используют. Их добавляют в чай, заваривают для омывания или складывают в специальный мешочек-саше, который кладут под подушку для вдыхания аромата трав во время сна. В деревнях, оставшуюся собранную в храмах на полу траву, всегда скармливают животным.

Через некоторое время неиспользованные сухие ветви и травы можно сжечь, закопать под деревом или пустить в проточную воду - реку. Им не надо придавать никаких сакральных значений и приписывать какие-либо особые чудодейственные свойства – убирание троицкой травы «в непроходном месте» это дань уважения к празднику.

Прихожане преклонного возраста нередко складывают высушенную троицкую траву в подушечку, которую завещают положить себе в гроб в изголовье. Это также не является никаким специальным «пропуском в рай», а просто старинным трогательным обычаем.