На руинах брака: Михаил Козаков умирал в одиночестве и нищете

На руинах брака: Михаил Козаков умирал в одиночестве и нищете
Все отношения артиста закончились разводами. После скандала с последней избранницей он лишился крыши над головой и уехал в Израиль, воспользовавшись помощью четвертой супруги. За границей Михаил Козаков жил в доме престарелых, пока не умер от тяжелой болезни.

Актер играл разноплановых персонажей, но больше всего полюбился зрителю в роли злодея Педро из «Человека-амфибии» и полковника из картины «Здравствуйте, я ваша тетя!». Обаяние артиста делало каждого героя Козакова незабываемым. Он работал в театре и кино, а затем показал себя блестящим режиссером, сняв «Покровские ворота».

Бурная личная жизнь артиста стала предметом обсуждения коллег. Козаков сыграл пять свадеб с абсолютно разными женщинами: одни отношения длились годами, другие — распадались через несколько месяцев.

В старости Михаил Михайлович превратился из Казановы в разочаровавшегося в любви человека. В последние годы удача отвернулась от режиссера: избранница выгнала его из собственной квартиры, а страшная болезнь мешала заниматься творчеством. 22 апреля 2011-го Михаил Козаков умер в клинике вдали от дома. Почему же в конце жизни популярный артист стал одиноким и ненужным?

ПРЕМЬЕРА В КИНО И ПЕРВЫЙ БРАК

Михаил Козаков появился на свет в семье писателя и редактора. Интеллигентные родители привили мальчику любовь к книгам и искусству. Детство Козакова было нелегким: мать и бабушка будущего артиста пережили репрессии, а во время войны семью эвакуировали в деревню в Пермском крае.

Несмотря на советы родственников о необходимости изучения точных наук, Михаил Михайлович поступил в школу-студию МХАТ. Ему казалось, что профессия актера не требует усердия, но вскоре Козаков осознал обратное. Он понял, что нашел призвание, дебютировав вместе с Иннокентием Смоктуновским в картине «Убийство на улице Данте».

22-летнему актеру повезло: сразу после окончания вуза его приняли в театр имени Маяковского и дали роль Гамлета, о которой мечтали сотни артистов.

«Этот монолог «запал» в меня, и я всю жизнь, даже когда еще был молод, обдумывал слова о неизбежности смерти. Это один из примеров того, как строчки на тебя воздействуют, и ты меняешься под влиянием ролей, которые играешь», — говорил Козаков.

Первую любовь Михаил Михайлович встретил еще в школе. Получив работу, актер решил, что готов создать семью, и сделал предложение однокласснице. Избранница была художником по костюмам на «Мосфильме». Эстонка Грета Таар родила ему дочь Екатерину и сына Кирилла. Казалось, все складывалось успешно: через три года счастливый муж и отец перешел в театр «Современник», а в 1961 году сыграл Педро Зуриту в «Человеке-амфибии».

Козаков стал по-настоящему популярен: его узнавали на улице, а девушки буквально падали к ногам артиста. Актер не только принимал знаки внимания, но и отвечал на них. Из-за влюбчивости Михаила Михайловича спустя 10 лет совместной жизни распался его первый брак.

«Я шатался. Лет через десять дошатался до одной секретарши. И вот тут я узнал, что и почем! Страсть, греховная, оголтелая. Наша случка длилась год. Раздвоение для меня губительно. И я расстался. С женой. Вроде даже она ушла к человеку, с которым у нее был роман. Прожили мы с секретаршей под одной крышей ровно 10 дней. Говорить нам с ней было не о чем даже во время прощального разговора. Я со своими двумя чемоданами приполз к маме на раскладушку», — описал измену актер в автобиографической книге.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

После грандиозного успеха «Человека-амфибии» по неизвестным причинам Михаил Козаков временно оставил кино и сосредоточился на театре. Его личная жизнь засияла новыми красками, когда артист встретил художницу Медею Берелашвили. Грузинка из знатного рода, она привила избраннику любовь к кавказской кухне. Медея и Козаков поженились, и вскоре на свет появилась их дочь Манана.

Брак продлился недолго, ходили слухи, что семья Медеи не одобрила выбор художницы. Пара рассталась с жутким скандалом, и Берелашвили уехала в Тбилиси с ребенком. Сам актер писал в мемуарах, что затея жениться на «малознакомой девушке с древнегреческим именем» была глупой.

«Была короткая жизнь в Москве в каких-то квартирах, которые я добывал и разменивал. Нет, жизнью это не назовешь. Это вообще никак не назовешь. Когда она захрипела, я опомнился, слава Богу, опомнился! Я душил ее, не из ревности — из ненависти», — признавался артист.

После развода с Медеей Козаков пристрастился к алкоголю. От зависимости его спасла третья избранница, переводчица Регина Быкова. Михаил Козаков, не мешкая, женился снова. В то же время карьера артиста пошла в гору: он сменил место работы на театр на Малой Бронной и с триумфом вернулся на экраны, сыграв фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Соломенная шляпка» и «Вся королевская рать».

Кроме того, Козаков попробовал себя в роли режиссера, поставив телеспектакль «Ночь ошибок», а затем сняв фильм «Безымянная звезда».

На самую прославленную свою работу артист решался долго. Пьеса о жизни в столичной коммуналке шла в театре 10 лет, прежде чем Михаил Михайлович снял по ней фильм «Покровские ворота». Цензоры были против создания картины, но благодаря ходатайству актрисы Софьи Пилявской мечта Козакова стала явью.

ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ ТВОРЕЦ

В третьем браке у режиссера не было детей, но жена трепетно относилась к Козакову и поддерживала его во всем. Регина Быкова терпела не только непростой характер супруга и его постоянную занятость на съемках. Ходили слухи об изменах избранника с Анастасией Вертинской, а затем и с другими женщинами.

Переводчица молчала об обидах 18 лет, пока однажды не оставила возлюбленного навсегда. Впоследствии она говорила, что причиной разрыва стало ее желание работать за границей.

«У Регины накопилась усталость. И тут Роберт Де Ниро, с которым Миша водил дружбу, пригласил семью к себе. Обоих супругов в те годы из страны бы не выпустили, и Козаков решил: пусть Регина едет в Америку. Она уехала и не вернулась. Через три месяца подала на развод», — рассказал друг артиста Виктор Сергачев.

Режиссер очень тяжело переживал разрыв. Козаков не мог поверить, что его бросили. Михаил Михайлович опять начал выпивать. Но у него уже выработался «проверенный» способ избавления от депрессии: новая любовь. Актриса из Кишинева Анна Ямпольская была младше артиста на 25 лет. После свадьбы она оставила театр и полностью посвятила себя семье. Ямпольская подарила избраннику сына Мишу и дочь Зою.

Знакомые Козакова были уверены: теперь амурный список артиста закрыт. В начале 90-х семья эмигрировала в Израиль, где Михаил Михайлович продолжил заниматься кинематографом, но такого успеха, как в России, не получил. Спустя четыре года он вернулся в Москву, где создал театр «Русская антреприза Михаила Козакова».

Как гром среди ясного неба прозвучало для окружающих известие о разводе режиссера с Ямпольской после 14 лет совместной жизни. Бывшая актриса с детьми осталась в Тель-Авиве. На все вопросы знакомых постановщик отвечал, что проблемы в браке с Анной существовали с самого начала.

Через два года после развода Козаков вышел в свет с девушкой моложе его на 40 лет. С учительницей Викторией артист несколько месяцев прожил в гражданском браке. «Я не знаю, как бы я доживал свой век, не будь рядом Вики», — утверждал Михаил Козаков журналистам. Но и на этом список избранниц режиссера не закончился.

БОЛЕЗНЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО

В 2006 году Козаков уверял друзей, что нашел «свою единственную». Пятой женой режиссера стала историк Надежда Седова. Но в 75 лет Михаил Михайлович решил развестись.

Когда пара познакомилась, Надежде не было и 20-ти. После поспешной свадьбы девушка и не думала продолжать учиться или пойти работать. Михаил Михайлович ездил на гастроли и обеспечивал ее. Но в семье начались скандалы, Седова оскорбляла актера и требовала денег. Не выдержав натиска избранницы, он попросил развода. Супругу, которую артист привез из Нижнего Новгорода, Козаков в итоге назвал аферисткой: жена претендовала на московскую квартиру режиссера. 

Седова согласилась освободить жилплощадь, получив отступные в 100 тысяч долларов. Но когда пришло время подписать документы о разводе, она не явилась, а квартиру так и не покинула. Козакову некуда было податься. В надежде на помощь он уехал к бывшей жене Анне Ямпольской в Израиль.

«Она сделала его нищим человеком, он заплатил деньги, чтобы только она ушла, а сейчас еще квартиру хочет у него отобрать! Эта квартира была приобретена Козаковым в браке со мной. Михаил Михайлович просто хочет получить ее назад», — возмущалась Ямпольская.

Несмотря на расставания со всеми женами, артист продолжал помогать детям от них. Он постоянно работал и высылал деньги наследникам. Из-за этого финансовое положение режиссера ухудшалось. К старости у него осталась только однокомнатная квартира в Москве, которую так жаждала отнять Седова.

Кроме того, актер страдал и от болезней. В Израиле Михаилу Козакову поставили неутешительный диагноз: рак легких в последней стадии. Он лечился в престижной клинике, но это было слишком дорого. Вскоре Ямпольская перевела бывшего супруга в «Дом отцов» — частный пансионат для престарелых. Незадолго до конца жизни Козаков успел составить завещание в пользу младшей дочери Зои.

После резкого ухудшения здоровья 76-летнего артиста госпитализировали. Чувствуя приближение смерти, режиссер попросил купить ему место на Введенском кладбище в Москве. Сын Миша был рядом с отцом в его последние минуты. Жизнь Михаила Козакова оборвалась в израильской клинике восемь лет назад.

У него осталось пятеро детей и столько же внуков. Режиссер любил говорить, что женится, так как не умеет переносить одиночество. Но когда его сердце перестало биться, ни одна бывшая возлюбленная не держала актера за руку.

Составлено по материалам изданий «КП», «Домашний очаг», WomanHit.