
В народе второй месяц весны прозвали снегогоном, ведь снег уже вовсю тает, освобождая землю. В это время внимательно наблюдали за погодой, чтобы не упустить время для начала активных работ в полях. Кроме того, на апрель приходится множество народных праздников.
Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют познакомиться с народными праздниками апреля. Соблюдая народные традиции, можно достичь благополучия и процветания. Народная мудрость, прошедшая через века, не теряет актуальности, и для многих заветы предков и по сей день являются лучшими подсказками в повседневной жизни.
С 1 числа активно тает снег, поэтому в народе назвали этот день грязным. Наши предки верили, что Дарья зря не пачкает и «ставит отметины» только на тех, кто живет с нечистыми помыслами. Определить таких людей было просто: их одежда всегда грязна, даже если они стараются быть аккуратными при ходьбе. Кроме того, на Дарью внимательно прислушивались к ручьям: если они сильно шумят, то травы поднимутся высокие и сенокос пройдет удачно. В день праздника на чистый снег расстилали холсты, чтобы мороз выбелил их. Считается, что первого апреля просыпается от зимней спячки домовой, которого нужно было обязательно задобрить угощениями. Первого апреля девушки старались разыграть как можно больше народа и верили, что чем больше раз им удастся обвести людей вокруг пальца, тем честнее будет жених.
В этот день по традиции умывались колодезной водой, чтобы излечиться от недугов и сохранить молодость. На Фотинью молились святой и писали молитвы, передавали тяжелобольным родственникам, чтобы те скорее пошли на поправку. Также в этот день почитали лен, развешивали льняные изделия на заборах и деревьях. Девушки водили хороводы с льняными полотенцами, чтобы привлечь женихов.
В этот день последний раз скатывались на санях с горок, чтобы убрать сани до следующей зимы. Нередко на Кирилла меняли валенки на лапти, веря, что зима уйдет, увидев, что ее холодов больше не боятся. В день праздника лечились от простуды, используя золу и угольки из печки. Их собирали, чтобы прогреть больных, мастерили грелки. Кроме того, на Кирилла было запрещено смотреть на ночное небо. Увидеть падающую звезду 3 числа — к беде.
На Василия пекли калачи, которые символизировали Солнце. Ими угощали домочадцев и гостей, чтобы привлечь солнечное тепло, которое растопит остатки снега. В этот день обильная капель и шумные ручьи особенно радовали: считалось, что обилие воды сулит хороший урожай. Детвора мастерила кораблики, которые пускали по ручьям. Чем дальше они уплывали, тем богаче будет год для родителей.
На Никона с раннего утра начинали прибирать в домах и на участках. Важным делом было беление печей и смена соломенных матрасов. Считалось, что те, кто в день праздника не убирается, будут болеть, а в их домах поселится бедность. Женщины заваривали мятные чаи и заговаривали их, чтобы домочадцы крепко спали и им не снились кошмары. В садах сажали новые деревья и мастерили скворечники, чтобы птицы прилетели и летом помогали в борьбе с вредными насекомыми.
В этот день нерадивые крестьяне, не сменившие сани на телеги, могли испортить полозья, ободрав их о мерзлую землю и камни. На Артемона зажигали костры и обходили дома по кругу с веточками сухой полыни, которую поджигали от костров. Полынным дымом прогоняли нечисть. Накануне великого церковного праздника не сидели без дела: убирались и готовили, чтобы в сам праздник не отвлекаться на бытовые заботы. В церковь 6 числа несли семена и рассаду. Священнослужители освящали растения, чтобы урожай был богатым.
На Благовещенье молились Высшим силам и встречали приход весны. В этот день не работали, чтобы не навлечь на себя и свою семью беду. На праздник принято выпускать птиц на волю, а также освящать семена для скорых посадок. В день праздника сжигали старую солому из постелей, чтобы избавиться от недугов, а дымом окуривали одежду.
На Гавриила не сажают и не сеют. По поверьям, все, что в этот день уродится, будет некрасивым. По традиции в этот день заканчивали прясть пряжу, переключались на работу в садах и на полях. В этот день сажали картошку, если на черемухе лопнули почки и появились первые листья.
На Матрену нередки были заморозки, из-за которых на снегу образовывалась корка — наст. В этот день по последнему снегу белили холсты. Если на Матрену прилетали чибисы, то и заморозки подходили к концу. Женщины молились святой Матрене, прося у нее богатого урожая репы. Этот овощ в прежние времена считался главным на столе. Репу перебирали и часть откладывали на семена, а оставшуюся репу «изводили» на готовку.
На Иллариона снега не оставалось совсем, а если он еще оставался, то быстро таял. Крестьяне вынимали оглобли из саней и убирали их на хранение. По традиции в день праздника шли на пруды, чтобы очистить их от водорослей. Распускались первые цветы мать-и-мачехи. Листья этих растений использовали для лечения от многих болезней.
В день праздника почитали березы. Обязательно ходили в рощи и на опушки лесов, чтобы «послушать» деревья. Так определяли начало сокодвижения. Березовый сок в прежние времена заготавливали для того, чтобы варить из него сбитень. Также соком поили заболевших родственников, чтобы они поскорей поправились. Березы, у которых брали сок, «затворяли» глиной, чтобы дерево не погибло и в рану не попали микробы.
В этот день принято печь специальное печенье — лесенки. Для этого тесто раскатывали на колбаски, а вместо ступеней клали небольшие пирожки. Лесенки выпекались для каждого члена семьи, чтобы в доме не было места болезням, а все домочадцы были удачливы. Печенье также носили в церковь для окропления святой водой. Кроме того, на Ивана старались не ходить по двору, потому что домовые «бесились», не узнавали домочадцев и могли причинить вред. Чтобы не случилось беды, до восхода Солнца не выходили за порог, не подходили к окнам, а скотину и птицу крепко запирали в хлеву и курятнике.

На Ипатия бездетные пары молились святому о зачатии и рождении долгожданного потомства. Также у святого просили об изгнании бесов, которые могут в этот день навредить домам и людям. Женщина, родившаяся на Ипатия, по традиции брала в печи угли и несла их в поле, чтобы зажечь костер. Через него проносили инвентарь для полевых работ, чтобы в разгар страды сохи и бороны не подвели крестьян.
В этот день защищались от сглаза и порчи молитвами и оберегами. Праздник назван так потому, что к апрелю запасы капусты подходили к концу, и щи получались жидкими. В суп добавляли свежую зелень, чтобы компенсировать нехватку капусты. Для этого брали нежные листочки щавеля и крапивы. На Марью смотрели за тем, как реки освобождаются от льда: если он сходит быстро, то и год будет удачным.
На Тита наступали голодные времена для многих из-за того, что запасы зерна подходили к концу. Существовала поговорка о том, что зерно, оставленное для посадок, расходовать нельзя, даже если для этого придется продать скотину: «Доброго зерна на посадку не оставишь — голодом к зиме изойдешь». В день праздника торговцы старались шуметь, чтобы год был удачным для продаж. Они звенели монетами в карманах и громко зазывали покупателей, расхваливая свои товары.
По поверьям, на Никиту водяные пробуждаются после зимней спячки, и их обязательно нужно задобрить, чтобы не случилось наводнения в деревнях. Для этого в водоемы бросали хлеб, кашу или остатки мяса кур. Несчастье случится, если угощение волнами вынесет на берег. Рыболовы по традиции лили в реки, пруды и озера масло, прося удачи в рыбной ловле. Увидеть щуку, бьющую хвостом, — к большому счастью.
В день праздника после службы в церкви было принято кланяться птицам, чьи звонкие голоса распугивали нечистую силу и боролись со злом. По поверьям, провести пахотный сезон без боли в спине можно, если увидеть в небе журавлей, лечь на землю спиной и несколько раз повернуться. Ольховыми смотринами праздник назван потому, что в этот день принято было искать подходящие деревья для строительства новых колодцев. Если на деревьях видели множество «сережек», то урожай овса будет добрым, а если ольха сбросила почки раньше березы, то лето грядет дождливое. Ольховую кору начинали заготавливать весной, использовали ее в хозяйстве и для лечения от недугов.

На Федула открывали окна и заговаривали ветра, чтобы они выдули из домов все худое. Такая традиция помогала освободить дом от спертого зимнего воздуха, который мог стать причиной болезней. В этот день ходили к оврагам, и если снега оставалось немного, то начинали распахивать поля.
В праздничный день теплая и безветренная погода сулила удачный год. По традиции в этот день поклонялись яблоням, которые начинали цвести. Им подпирали ветви, белили стволы и обрабатывали от вредителей.
Акулину считали днем, когда просыпаются русалки, и женщины носили им старую одежду. Таким образом русалок задабривали, чтобы они не «таскали» людей в летний период. В этот день на берега рек и озер ходили с веточками полыни, чтобы нечисть не смогла навредить. С болот брали первую осоку и выкладывали у дверей, чтобы люди с дурными помыслами не входили в дом.
Лед в этот день, вставший в узкой части реки большими грудами, сулил хороший урожай хлебов. Ясный солнечный день предвещает теплое лето. Если на Родиона лед еще не вскрылся, а на полях обильный снег, то год обещает быть бедным на урожай.
На Вадима обходили источники и очищали их от грязи, чтобы набрать водицы, умыться ею и попить для укрепления здоровья. Водой поили лошадей, чтобы те набрались сил для пахотного сезона. Нередко на Вадима начинали выгонять скот на пастбища, и перед этим их также поили водой с добавлением той, что была принесена с ключика. Так наши предки предотвращали болезни животных.
День назван так потому, что Солнце всходило, как правило, в дымке или тумане, и это сулило богатый на урожай год. Если же день начинался с ясного Солнца, то крестьяне верили, что первые всходы не поднимутся и поля придется перепахивать и засеивать по-новому.

На Антипа молились, чтобы избавиться от зубной боли. По поверьям, боль можно унять, если на больной зуб положить серебряную монету. Ее вынимали, проделывали отверстие и пропускали через него веревку. Затем монетку вешали на икону святого Антипа, а потом носили на шее не снимая. Водогоном день назван потому, что сходили последние снега и начиналось половодье. Если к этому дню лед все еще сковывал реки, то год считали бедным на урожай. На Антипа не занимались посадками, считая, что всходов не будет и растения «утонут».
Парильщиком день назван потому, что земля начинает «парить» из-за резкого потепления. Если земля «отдавала воду», то год считался удачным для урожая хлебов и льна. По лесу передвигались осторожно, чтобы ненароком не встретиться с хозяином леса — медведем. Они после выхода из берлог отличались дурным нравом и могли навредить людям.
В этот день ходили за травой медуницей, которую использовали для приготовления витаминных салатов и чаев. Попутно рвали щавель, чтобы сварить суп и напечь сладких пирогов. В этот день для того, чтобы не встретиться с медведем и отвести лешего, надевали тулупы наизнанку.

На Лисогона, по поверьям, лисицы начинали рыть новые норы, отвлекаясь от всего прочего, и их легко было добыть. Охотники выходили на промысел, и самые удачливые возвращались с богатой добычей. Увидеть в этот день ворона — к встрече с волком. Каркающие птицы не сулили счастья, и если охотники их слышали, то обязательно плевали через левое плечо. Также в этот день старались как можно больше поработать, чтобы перепахать больше земли для посевов.
На Пудов день проверяли ульи. Если первые цветы уже распустились, ульи выставляли на улицы. По поверьям, первый мед обладал особой целебной силой, поэтому пчеловоды радовались раннему вылету насекомых.
К этому дню широкие разливы сходили на нет, реки возвращались в прежние русла, но на берега старались не выходить, зная о том, что размытые края непрочны и с них можно упасть. На Арину пересаживали рассаду, заговаривая ее на богатый урожай. Также в этот день белили стволы деревьев.
На Зосиму лакомились медом и следили за пчелами. Если они хорошо пережили зиму и активно трудятся, то год будет урожайным. Заговоренным медом в этот день отпаивали тяжелобольных, веря, что напиток поможет им набраться сил и победить болезнь.