Великий пост 2019, Неделя Григория Паламы

Великий пост 2019, Неделя Григория Паламы

Великий пост 2019, Неделя Григория ПаламыВоскресенье второй седмицы Великого поста 2019, Неделя Григория Паламы по церковному календарю – чем знаменит Палама, особенности дня.

В 2019 году Русская православная церковь вспоминает Григория Паламу 24 марта, этот день завершает вторую седмицу Великого поста, которая началась 18 марта.

Григория Паламу почитают как защитника «умной» молитвы, он также утвердил православное понимание Фаворского света и связь сотворенного Богом мира со своим Создателем.

Григорий Палама жил в XIV веке и был епископом города Фессалоники. Он участвовал в одном из самых сложных богословских споров в истории христианской церкви. Богословы выясняли, каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем, существует ли эта связь вообще и может ли человек познать Бога при жизни?

Очень кратко точку зрения Григория Паламы можно выразить так: «Бог есть и называется природой всего сущего…, все существует в силу причастности к Его энергиям».

Святитель Григорий так убедительно обосновал свое мнение, что Русская православная церковь придерживается его и сейчас.

Григорий Палама обращает внимание на то, что наш разнообразный мир существует и непрестанно поддерживается лишь божьими творческими энергиями. Мир не является частью Бога, но и не отделен от Него. Богословы говорят, что связь Бога и сотворенного Им мира подобна звукам музыки, которые не часть музыканта, но слышны благодаря творческому действию исполнителя.

Святитель Григорий объяснил, что человек может увидеть божественные творческие энергии. Наиболее ярко встреча с нетварными энергиями описана в Священном предании во время описания Преображения Господня, когда апостолы увидели Свет исходящий от Христа. Позднее это сияние стали называть Фаворским светом. Этот свет открывается подвижникам в силу высокой чистоты их жизни. Можно вспомнить пример явления света от святого Серафима Саровского Мотовилову.

Паламой была сформулирована главная цель христианской жизни – обожение (ударение на «о»). Распространенное высказывание о человеке «он весь светится» показывает некоторое понимание этого зримого явления Образа Божия.

Православие утверждает, что каждый человек призван к святости и может стать приближенным к Господу в силу своей жизни. В католичестве этот вопрос рассматривается с другой стороны. Святость в понимании католиков считается не естественным свойством человека, а приданной извне своеобразной наградой.

 

Такое различное понимание состояния святости человека, особо зримо является в иконах. В православной иконе мы видим нимб, неотъемлемый от головы, который символизирует внутреннее свечение, присущее каждому человеку, но являющееся при определенных условиях. В католической иконе нимб изображается в виде приданного светящегося обруча или диска вокруг головы, и свидетельствует о своеобразной награде, данной за благочестивую жизнь.