Рождество Богородицы – особенности, смысл и значение праздника
Рождество Пресвятой Богородицы – особенности праздника, смысл, история, значение, тропарь и икона дня.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии всегда отмечается 21 сентября, это двунадесятый праздник Русской Православной Церкви, он является непереходящим. Этот праздник находится в самом начале церковного года и является первым по хронологии событием новозаветной истории. Именно поэтому праздник Рождества Богородицы в богослужебных песнопениях называется «началом нашего спасения». С рождением Божией Матери исполнилось пророчество о скором пришествии на землю Христа, Спасителя мира.
В Евангелии нет подробностей обстоятельств рождения Приснодевы, рассказ об этом до нас доносит церковное предание.
Родителей Пресвятой Богородицы звали Иоаким и Анна. Иоаким вел свою родословную от царя Давида, одним из предков Анны был первосвященник Аарон. Супруги вели праведную и благочестивую жизнь, но дожили до преклонных лет бездетными. В то время отсутствие детей в семье считали наказанием за грехи, поэтому Иоаким и Анна постоянно терпели упреки в том, что тайно грешат. Но они молились и ожидали, что Господь все же пошлет им ребенка, как когда-то Аврааму и Сарре.
Обоим супругам было видение о рождении у них дочери. Когда родилась девочка, ее назвали Мария, и дали обет посвятить свое чадо Господу.
Первое упоминание о празднике встречается у богословов V века, однако с большой торжественностью он стал отмечаться в Греческой Церкви в VII–VIII веках
На Руси храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились уже с XII века. Богородичные праздники стали особо отмечаться после освобождения русских земель от татаро-монгольского ига.
Облачение священников и убранство храма в этот день голубое, в песнопениях прославляется Богородица, которая Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий. Разрешив неплодие Ее родителей, Господь может победить и наше духовное неплодие. Через деву Марию небо соединилось с землею, ад посрамился, двери Царства Небесного снова открылись, люди «обожились» - сделались причастными Божией благодати.
Иконография праздника сложилась еще в древнейшие времена. Анна возлежит на высоком ложе, рядом с нею служанка. В нижней части иконы сцена омовения младенца. Три женщины несут дары, в окне виден праведный Иоаким, отец Богоматери.