Смех сквозь слезы: звезды, карьера которых началась в стендапе


Добавлено: 26 апр 2018 в 16:07, Категория: Звезды
Загрузка...

Робин Уильямс, Джим Керри, Эдди Мерфи, Павел Воля, Юлия Ахмедова и другие знаменитости, сделавшие ставку на юмор

Кажется, все, что нужно комикам, — это нравиться зрителям. Можно сказать, они научились зарабатывать на своих проблемах, представляя их в смешном виде. Одиночные выступления стендаперов появились в России всего несколько лет назад, но в других странах жанр имеет богатую историю. Ко всемирному Дню дурака «Атмосфера» решила разобраться в этом явлении и рассказать о самых известных комиках, многие из которых давно уже стали звездами, ну и, конечно же, о звездах, которые начинали свой творческий путь в стендапе.

Стендап пришел в наши края относительно недавно. И хотя шутить в России было принято всегда, но все же КВН, «Смехопанорама», «Аншлаг» и Comedy Club к нему не относятся. Разве что выступления нескольких комиков в Comedy Club, а потом отдельная передача Stand Up, которую стал вести Руслан Белый. Но об этом мы поговорим позже, а сначала выясним, что же все-таки такое стендап-комедия и как зародился этот жанр.

В стендапе комик общается напрямую с сидящей в зале живой аудиторией. Часто о своей жизни или расовых стереотипах, но возможны и другие темы. Это авторские монологи, которые готовятся заранее, то есть импровизации в шоу практически нет. Можно выступать и под музыкальный аккомпанемент — тогда это называется музыкальный стенд-ап. Но суть остается прежней: авторский монолог и работа с аудиторией.

Если зарыться совсем уж в дебри, то прообразы современного жанра можно найти в монологах греческих эпикурейцев и европейском варьете. И там, и там было принято рассказывать о современности без цензуры. Но в своем реальном виде жанр появился все же в США.

Сначала американские комики выступали в водевиле, но к тридцатым годам прошлого века на фоне популярности кинематографа клубы превращались в кинотеатры. Тогда юмористы стали появляться в ночных клубах, и к сороковым годам там зародилось то, что принято сейчас называть стендапом. Чуть позже, в шестидесятые, американский жанр комедии пришел в Англию, оттесняя собой популярный ранее водевильный стиль. Отмена цензуры очень поспособствовала этому явлению. И хотя стендаперы редко затрагивали в своих монологах политику, все же до 1968 года выступления должен был предварительно вычитать лорд великий камергер. А вдруг неожиданно достанется не жене комика, а самой королеве?..

Первые начали

У истоков американского стендапа стоят Ричард Прайор и Джордж Карлин. Являясь первопроходцами, они нередко оказывались в полицейском участке за непристойность своих выступлений. В клубах все время дежурили стражи порядка. Кого-то оскорбил? В участок! Ругался матом? Туда же! Снял штаны? Ты знаешь, где ночевать.

Новый жанр приживался с трудом. И хотя клубы всегда были забиты под завязку, ханжеское отношение большинства американцев мешало комикам поднимать любые интересующие их темы, поэтому вдохновение они черпали в собственном личном опыте. Главное было подать их так, чтобы публика легла на пол от смеха, — про полицейских стендаперы старались не думать.

Смех сквозь слезы: звезды, карьера которых началась в стендапе

Ричард Прайор начинал в конце пятидесятых как вполне традиционный юморист для белой публики, но вскоре стал подчеркивать свое афро-американское происхождение. Как и большинство великих комиков, он строил свои выступления на автобиографическом материале. К примеру, однажды Прайор облился с ног до головы ромом и занялся изготовлением кокаина, в итоге загорелся и долго бегал по улице, охваченный пламенем. Этот эпизод стал одним из его лучших номеров: «Горящая задница вдохновляет. Стоит использовать этот метод на Олимпийских играх, потому что я пробежал стометровку всего за четыре секунды».

Еще один столп американского стендапа — это Джордж Карлин. Он прочно ассоциируется с первыми годами существования канала HBO, так как был флагманом движения за расширение границ дозволенного на ТВ. Его номер «Семь слов, которые нельзя говорить по телевизору» оказался в центре скандала, повлек судебное разбирательство и стал важной вехой в истории цензуры. Как и в случае с Прайором, интонации и темы Карлина можно разглядеть почти у любого современного комика. После его смерти жители Нью-Йорка даже попросили переименовать улицу, где он обитал, в его честь.

Из всех многочисленных наследников брюзжащего стиля Джорджа Карлина Луи Си Кей — самый успешный и многогранный. Начав в девяностых на Late Shows Леттермана, О’Брайна и прочих вечерних юмористов, на общем фоне Луи не особенно выделялся аж до середины нулевых, пока не наткнулся на свою золотую жилу: кризис среднего возраста мужика в неудачном браке и с малолетними детьми. Сценический образ Си Кея — раздраженный грубиян, от которого достается всем вокруг: «Есть причина, по которой говорят „Девчонки взбесились“, а не „Женщины взбесились“. Когда девчонки бесятся, они показывают сиськи. Когда бесятся женщины, они убивают мужчин и топят детей в ванне». С 2010 года он пишет, снимает и монтирует телевизионный ситком про себя любимого «Луи». В общем, к этому моменту стендап прочно укрепился на американской сцене, умудряясь обходить стороной скользкие политические моменты и оставаясь при этом уморительно смешным.

Вспомним и про ярких представителей английского стендапа. Если нормальные комики обычно проходят путь от стендапа до собственного телешоу, то у Рики Джервейза все наоборот. Он сначала придумал сериал «Офис» и вышел на сцену уже супер-звездой. Джервейз, конечно, несколько уступает коллегам в профессионализме, но недостаток опыта окупается обаянием и отсутствием тормозов в плане политкорректности. Рики потешается над толстяками, геями, карликами и вообще всеми вокруг.

Комик-трансвестит Эдди Иззард — один из самых популярных английских стендаперов. К успеху пришел в начале девяностых, когда начал носить женскую одежду и макияж. Несмотря на сценический образ, является гетеросексуальным мужчиной. Эдди — дислексик, текст своих выступлений он вынужден выучивать назубок. Поэтому на сцене часто теряет нить повествования, его прыжки с темы на тему могли бы дать почву для размышления заядлым фрейдистам. «Покуда они занимаются гомофобией у себя дома за закрытыми дверями и никого не насилуют, я не против», — в этой фразе квинт-эссенция его юмора.

Ирландский комик Дилан Моран неизменно выглядит на сцене так, будто его разбудили пять минут назад с похмельем, спал он при этом на полу в одежде и теперь жалуется на все, что случилось с ним накануне. Алкоголь и сигареты, кажется, единственные его привязанности, хотя и они уже не слишком радуют. В начале нулевых у Морана вышли три сезона культового британского ситкома «Книжный магазин Блэка». В общем, Дилан — мрачный, наблюдательный и очень понятный русской душе. Наверное, поэтому он один из немногих зарубежных стендаперов, успешно выступавших у нас. В целом же иностранных комиков в нашей стране пока знают мало. Хотя стоит сказать, что их темы общечеловеческие, а шутки легко перевести. Конечно, национальный юмор в Америке, Англии и России отличается, но все же попробуйте послушать выступления Эдди Иззарда или же Дилана Морана — вы быстро забудете о том, что они нерусские, и начнете смеяться над простыми общечеловеческими вещами.

Бабья вотчина

Не стоит думать, что стендап захватили мужчины. Талантливых женщин здесь тоже немало. К примеру, Джоан Риверз занималась стендапом в шестидесятых, когда дамам еще и шутить-то не полагалось; во многих смыслах она стала не только пионером, но и символом эмансипации в юморе. Риверз не боялась ни посмеяться над своим внешним видом, ни поставить мужчин на место, ни затронуть больные вопросы, ни посплетничать о звездах. Она стала первой женщиной в истории, которой доверили собственное вечернее ток-шоу, а ее прочие заслуги можно перечислять очень долго, от длинного списка книг до ироничных интервью на красной ковровой дорожке. Эллен Дедженерес активно продолжает ее дело. Она начала выступать в небольших клубах и кофейнях, а теперь у нее одиннадцать премий Эмми за программу «Шоу Эллен Дедженерес».

Уитни Каммингс многие критикуют за излишнюю резкость, однако за саркастичным и напористым юмором этой комедиантки стоят точные наблюдения о стереотипах и бытовых пороках, она не стесняется высмеивать даже женскую логику. Опыт ее выступлений лег в основу сериалов «Уитни» и «Две девицы на мели», которые она успешно продюсировала и писала многие шутки, основываясь на личном опыте.

Эми Шумер начинала с комедийных баттлов, быстро поднялась и стала самой, пожалуй, на сегодняшний день знаменитой стендап-комедианткой во всей Америке. У нее недавно появилось свое шоу «Внутри Эми Шумер». Эми раскованна донельзя. В ее выступлениях есть все, что может повергнуть любого пуританина в ужас, при этом сквозь остроумный туалетный юмор проступают вполне адекватные феминистские лозунги. «Я женщина, у которой существуют собственные мысли и вопросы, и мне есть, черт возьми, что сказать. Я сама знаю, красива ли я и сильна ли я. Вы не будете определять меня, я это всегда буду делать сама».

Ну и, конечно же, Сара Сильверман. Стендап Сары даже в названии («Jesus Is Magic») не обошелся без упоминания Иисуса. Отталкиваясь от своего еврейского воспитания, она иронизирует над религией в уже привычной для зрителя неловко-серьезной манере.

Посыпались звезды

Многие из нынешних мировых звезд начинали свой путь к славе именно на сцене клуба. Даже знаменитый Вуди Аллен в 1961 году дебютировал в амплуа стендап-комика. Первое его появление на публике состоялось в клубе «Дуплекс» в районе Гринвич Вилледж в Нью-Йорке и было принято очень тепло.

Свою карьеру Эдди Мерфи начал с выступлений в знаменитом клубе Bay Area Comedy Club. Его ранние шоу часто содержали насмешки над разными этническими и социальными группами. Перед тем как прийти в большое кино, он работал актером в телепередаче «Субботним вечером в прямом эфире» и только в 1982 году, после выхода на экраны комедийного боевика «48 часов», наконец проснулся знаменитым.

Покорять стендап-клубы Сан-Франциско Робин Уильямс начал в семидесятых. Позже, уже в Лос-Анджелесе, молодого комика заметил телевизионный продюсер Джордж Шлаттер и пригласил его в свое шоу. Затем Уильямс много гастролировал, к примеру, его великолепно принимали в Великобритании. А став актером, он не стеснялся импровизировать и придумывать убойные шутки прямо на съемочной площадке.

Джим Керри с детства любил кривляться, пародируя Брежнева и Джека Николсона. В пятнадцать отец привел его в комедийный клуб, но выступление парня оказалось провальным, он был освистан и не выходил на сцену в течение двух лет. Только в 1979 году Джим решил попробовать еще раз. Эврика, его ждал успех, вскоре он даже стал главной звездой клуба. В 1984 году журнал People назвал его одним из лучших молодых пародистов, вскоре начались кинопроекты, и к Джиму Керри пришла всенародная слава.

Талант смешить людей Адам Сэндлер использовал в институте, читая монологи в студенческих клубах. Именно с этих выступлений и началась карьера будущего актера. Успех пришел к комику в середине девяностых, после выхода на экран фильмов «Пустоголовые», «Счастливчик Гилмор» и «Певец на свадьбе». Они не получили положительных отзывов критиков, но публике понравились.

Актер Стив Мартин точно так же начинал в стендапе, причем выступал крайне успешно. Два его комедийных альбома — «A Wild and Crazy Guy» и «Let’s Get Small» — получили престижную премию «Грэмми».

Русское раздолье

Долгое время на нашем ТВ существовали только артисты эстрадного жанра (это, пожалуй, весь «Аншлаг» и то, что было до него, считая Аркадия Райкина) и КВН. Соответственно, туда люди и стремились. Потом появился Comedy Club, и оказалось, чтобы преуспеть в юморе, необязательно набирать команду и ехать в Сочи. Стало достаточно писать все самостоятельно и самому же показывать на сцене. Так у нас стал развиваться стендап. Правда, сначала в Comedy преобладали юмористические сценки, потом уже появились стендап-выступления.

Павел Воля завел моду обсуждать гостей, порой довольно грубо над ними подшучивая. Игорь Меерсон начал привозить в Россию западных комиков, а потом уже и сам выступать за границей. Дилан Моран точно описал манеру выступления Игоря: «Меерсон мудрый и смешной, как бабушка, о которой вы всегда мечтали. Он может пожать плечами, используя только лицо». В дуэте с Игорем Меерсоном начинал другой известный сейчас комик Александр Незлобин, но теперь он уже выходит на сцену как сольный артист.

Люди стали куда смелее говорить о собственных пороках, и выносить, как говорится, сор из избы сейчас вполне допустимо. Стендаперы могут рассказать о проблемах с тещей или даже признаться со сцены, что не уверены в выборе жены (большой вопрос, не выгонит ли потом супруга из дома?). Раньше юмористы старались поднимать национальные вопросы и политические моменты (конечно же, довольно аккуратно), теперь на первый план выходит то, что всегда оставалось за закрытыми дверями, ну, максимум обсуждалось с друзьями в баре: промашки с девушками и неудачи в сексуальной жизни, смена подгузников у первенца, сложности жизни кавказца в Москве…

Потом благодаря YouTube люди стали смотреть выступления американских комиков и захотели заниматься тем же. На этой волне Руслан Белый в 2013 году запустил новое юмористическое шоу Stand Up. Вот здесь-то и расцвел жанр пышным цветом. Причем все юмористы на проекте подбирались максимально разнообразно. Так, Дмитрий Романов «выезжал» на еврейском вопросе. Его юмор простой, без пошлости и грубости. Дмитрий не боится посмеяться над собой и своими недостатками, не стесняется сказать что-то личное. Именно эта открытость и нравится телезрителю: «Приходя в больницу, необходимо надеть бахилы, а эти бахилы платные. Одна пара бахил стоит пять рублей. В среднем в больницу приходит восемьсот человек в день. Не то чтобы я люблю считать чужие деньги, но совершенно случайно я все посчитал. Получается, чисто на бахилах — полтора миллиона рублей в год. Согласитесь, нехилый бахилооборот?..»

Слава Комиссаренко в юморесках рассказывает о своих друзьях и отношениях с любимой девушкой, не забывая подчеркивать, что он белорус. С одной стороны, эти номера похожи на рассуждения обычного человека, но наблюдательность Славы и его умение посмотреть на тривиальную ситуацию под нестандартным углом делают сценки по-настоящему смешными. Позднее Комиссаренко проявил себя и как сценарист ситкома «НеZлобин».

Еще один яркий комик из шоу Виктор Комаров точно знает, что брак — непростая штука. Здесь у каждого существуют ограничения, период адаптации к совместной жизни и многочисленные ссоры, которые могут возникнуть на пустом месте. «Позитивный неудачник, которого постоянно бросают девушки», — так его представляют в шоу, ведь у каждого стендапера должно быть свое амплуа.

Так, Юля Ахмедова — пока единственная девушка, добившаяся реального успеха в русском стендапе. Сначала она писала сценарии для «Универа», продюсировала шоу Соmedy Women, а потом ее пригласил в Stand Up Руслан Белый. Юля прославилась монологами об отношениях мужчин и женщин. У многих зрителей вызвал симпатию образ незамужней, склонной к пессимизму и посещающей психолога женщины за тридцать. По мнению Ахмедовой, их проект ускорил развитие в нашей стране этого развлекательного жанра. И хотя вначале руководство телеканала было не уверено, что он вообще будет близок зрителю, воспитанному на КВН, стендап выстрелил. Ведь заглянуть в личную жизнь людей и узнать об их проблемах так заманчиво! Собственные неудачи уже не кажутся серьезными.

Теперь комедийные клубы есть практически в каждом городе, новые звезды жанра появляются постоянно. При этом стендап по-прежнему практически обходится без политических вопросов, грамотно, а главное — очень смешно подавая проблемы гендерные и национальные.



Добавлено: 26 апр 2018 в 16:07, Журналист, сотрудник ИА "RufTV"

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Другие новости
Иосиф Оганесян опроверг слухи о своей болезни и признался в апатии

Иосиф Оганесян опроверг слухи о своей болезни и признался в апатии

21 окт 15:25Звезды
Один из самых эпатажных участников скандального реалити-шоу «Дом-2» Иосиф Оганесян опроверг информацию о том, что серьезно болен. Несколько дней назад практически все социальные далее..
Слава из «НеАнгелов» рассказала об отношениях со свекровью

Слава из «НеАнгелов» рассказала об отношениях со свекровью

21 окт 15:18Эксклюзив
Участница популярного вокального дута «НеАнгелы» Слава Каминская рассказала подписчикам своего микроблога, что с большим уважением и пониманием относится к матери супруга Эдгара далее..
Жена Валентина Юдашкина рассказала, как ревновала его к моделям

Жена Валентина Юдашкина рассказала, как ревновала его к моделям

21 окт 15:12Звезды
В текущем году знаменитый модельер Валентин Юдашкин отмечал свое 55-летие и 30 лет творческой деятельности, а также жемчужную свадьбу с женой Мариной. Супруга знаменитости далее..
МакSим вернулась на сцену после тяжелой болезни

МакSим вернулась на сцену после тяжелой болезни

Этим летом стало известно, что Марина Максимова была вынуждена прекратить творческую деятельность из-за состояния здоровья. После отдыха и восстановления певица дала сольный далее..